?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лидия Комарова



"Бабушка русского конструктивизма" - так называли друзья и коллеги известного архитектора Лидию Константиновну Комарову. Она прожила долгую жизнь – ровно 100 лет – и умерла в Москве, в 2002 году, причем юбилей свой еще праздновала при стечении огромного числа публики в музее архитектуры.

Родилась она 6-го апреля 1902 г. в Иваново-Вознесенске. В 1919 году поступила учиться на живописный факультет Свободных Государственных Художественных Мастерских , где училась у важнейших персонажей арт-сцены Москвы 20-х - Абрама Архипова, Петра Кончаловского, затем у Надежды Удальцовой и Александра Древина и, наконец, у Любови Поповой. Когда в 1920 году был создан ВХУТЕМАС, Комарова перешла на архитектурный факультет в мастерскую выдающегося зодчего Александра Веснина. Увлеченно работала в Обществе современных архитекторов /ОСА/ - "гнезде" конструктивистов, входила в редколлегию издаваемого ОСА журнала "Современная архитектура".

 


В 1929 году Лидия Комарова  закончила ВХУТЕМАС /Высшие художественно-технические мастерские/, правда, к тому времени переименованный во ВХУТЕИН /Высший художественно-технический институт/. Ее дипломная работа - проект здания Коминтерна - стоит в истории советского авангарда как важная архитектурная находка, эти же идеи начинающим зодчим были развиты в конкурсном проекте Дворца Советов /1932/, снискавшем премию. В молодости ей довелось работать в Моспроекте и Гипрогоре, а в усадьбе Архангельское вплоть до войны она занималась реставрацией театра Гонзаго /1939/ и построила Музейный павильон /1941/. В годы Великой Отечественной войны Комарова проектировала мемориалы и надгробия для воинских кладбищ, позднее - типовые проекты малоэтажных жилых домов. С 1947 года работала в Гипровузе, по ее проектам построены крупные комплексы: Горный институт в Кемерово, Политехнический институт в Караганде, другие вузы.
 
 

 


А уже в 1950-е годы новый комплекс зданий МВТУ им.Баумана, задуманный Комаровой в формах советской неоклассики, органично дополнил архитектурный ансамбль старого здания МВТУ, созданного еще зодчим Жилярди.


Но не менее ее самой были знамениты члены ее семьи. Она - мать советского культурного атташе в Индии Эрика Наумовича Комарова (впоследствии — востоковед-индолог), а также свекровь Комаровой Энгельсины Сергеевны — в детстве знаменитой Гели Маркизовой. Это та самая девочка-бурятка, которая была растираживана миллионными экземплярами на плакатах - на руках у Сталина. И стала воплощением тогдашнего слогана « Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». При этом у нее расстреляли отца – крупного чиновника и упекли в лагерь мать.



Но вернемся к Лидии Константиновне. Она была человек очень оригинальным, общительным.  С 1918 по 2002 год она прижила в одной и той же квартире знаменитого дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке столицы. Это был первый московский "небоскреб" в 10 этажей. В 1912-1914 годах его построил богатый домовладелец и инженер Эрнст Карлович Нирнзее. Это здание отличалось от традиционных доходных домов малометражными дешевыми квартирами, предназначавшимися для холостяков и небольших семейств (адвокаты, врачи, художники, актеры, журналисты).

История дома тесно связана с театральной и кинематографической жизнью Москвы. Первым его "театральным" жильцом стал в 1914 году А. Я. Таиров. В следующем году в подвале открылось знаменитое театральное кабаре Никиты Балиева "Летучая мышь". И все-таки главной достопримечательностью дома Нирнзее являлась крыша - плоская, что само по себе тогда было новостью. В 1916 году на ней открылся ресторан "Крыша", быстро завоевавший репутацию едва ли не самого популярного места в Москве. Отсюда открывалась великолепная панорама.





В 1924 году в доме обосновались молодые киноноваторы - С. Эйзенштейн, Я. Куликов, Л. Кулешов, В. Ерофеев, образовавшие "Ассоциацию революционной кинематографии" (АРК). Примерно в то же время здесь стали появляться редакции и конторы издательств. Коридоры крупнейшего из них - "Советский писатель" - видели всех без исключения тогдашних известных литераторов. Эти коридоры описал в очерке "Сорок сороков" М. А. Булгаков. Здесь жил художник Давид Бурлюк, у которого часто бывал Маяковский. Здесь располагалась мастерская члена объединения художников "Бубновый валет" Роберта Фалька. Со всеми эти людьми приятельствовала Комарова.

Перед смертью, в 2002 году она даже дала интервью о жизни дома одному гламурному журналу. Она прекрасно помнила и знаменитую плоскую крышу, где, кроме всего вышеизложенного, размещался детский центр с аттракционами, и столовую в первом этаже, откуда обеды доставлялись жильцам лифтами (некоторые из этих лифтов сохранились до сих пор и продолжают действовать), и комнаты для дежурных горничных на каждом этаже, называвшиеся "самоварные", потому что у горничных в любое время можно было заказать в квартиру кипящий самовар.

по материалам http://www.ivgorod.ru
                              http://www.muar.ru
                              http://ria.ru

Profile

history_design
история дизайна

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell